The basic advantage of air reconnaissance of mine fields is their high efficiency and rather low cost. Among drawbacks of this method is impossibility to detect mine fields consisting of 1-2 mines since they can be confused easily with other objects located on the ground surface. Another limitation emerges when it is necessary to detect mines installed in the ground. In this case the possibility of detection depends on how much a buried mine violates the ground surface.


Airborne Reconnaissance of Mines Fields

In solving the problem of air reconnaissance of mine fields, an algorithm consisting of following stages is used:


At the preliminary stage salient points on a given image are detected. A part of them should belong to the objects of interest. At this stage, independent of scale fast algorithms are applied which based on the convolution and consider both values of brightness of points on the image and its derivatives of various orders. At the given stage prior information about the interesting objects can be used to make choice of the applied filter.

The encoding is viewed at as attributing to each of the selected points a multidimensional vector, every component of which is the result of applying a custom filter. Such a vector is also referred to as a local descriptor. Prior available information is used in customizing a filter. A local descriptor should capture the most informative attributes which are used for identification of interesting objects. Among these attributes can be contours, textural heterogeneities, distribution of intensity and its spatial derivatives. The choice of a local descriptor, thus, is specific to a problem at hand. Some basic requirements driving this choice are invariance to a class of given transformations and variable illumination conditions, stability at the demanded noise level.

The stage of classification consists of two steps. At the first step the total set of vectors and corresponding points is divided into two classes: belonging to a minelike object or belonging a background. The decision is made by comparing the values of components of a local descriptor that are responsible for a certain type of symmetry, peculiar to the majority of mines, with a predefined threshold. The second step of classification is to divide the set of minelike objects into distinguished subclasses corresponding to different types of mines.




An example of image processing results obtained by exploiting
contours and symmetry of the objects

At the final stage of processing the position of found mines is analyzed and decision is made whether the distribution of mines belongs to a type of known minefields. Known minefields are characterized by statistical distributions of mines relevant to a way of installing a minefield: from air, by volley fire, and ground minelayers. To define the extent of the minefield the set of found mines is contoured and exact geographical coordinates are defined.

Animation illustrating the stages of processing
of the photoimage of a mine field

The mine field represented in the above picture was installed in the ground at a depth about 10 cm a few months before acquiring the image. Unmasking attributes of this minefield were the visible changes in vegetation cover. In addition to images taken in visible spectrum, infra-red or radio-band images can also be used. The described methodology can also be applied to images in these bands with little modification.



© RSLab, 1999-2014 Tel: +7 (499) 263-6509, +7 (495) 632-2219
Mobile: +7 (903) 687-2291
E-mail: sivashov@rslab.ru

Основным достоинством воздушной разведки минных полей является их высокая производительность и сравнительно низкая стоимость. К недостаткам следует отнести невозможность обнаружения минных полей, состоящих из 1-2 мин, т.к. их легко спутать с расположенными на поверхности земли другими предметами. Ещё одним недостатком следует считать ограниченные возможности воздушной разведки по обнаружению мин, установленных в грунт. В этом случае возможность обнаружения зависит от того, насколько заглубленная мина нарушает поверхностный покров.


Обнаружение мин с воздушных носителей

При решении задач обнаружения минных полей, по данным, полученным с воздушных носителей (самолеты, вертолеты, также дистанционно пилотируемые летательные аппараты), используется алгоритм обработки, состоящий из следующих этапов:


Задачей предварительного этапа является выделение характерных точек на изображении, которые могут принадлежать интересуемым объектам. На данном этапе используются быстрые независимые от масштаба алгоритмы на основе свертки, учитывающие как значения яркости точек изображения, так и ее производные различного порядка. На данном этапе может учитываться имеющаяся априорная информация об интересующих объектах, которая влияет на выбор применяемого фильтра.

Под кодированием понимется сопоставление каждой выделенной на предыдущем этапе точке многомерного вектора, каждая компонента которого является результатом применения к изображению некоторого фильтра. Построенный таким образом вектор называют иногда локальным дескриптором. В локальный дескриптор также может быть интегрирована имеющаяся априорная информация. Локальный дескриптор вычисляется с использованием наиболее информативных признаков, которые используются для идентификации интересующего объекта, к которым относятся характерные контуры, текстурные неоднородности, распределения интенсивности и ее пространственных производных. Выбор того или иного локального дескриптора, таким образом, обусловлен спецификой решаемой задачи. Основными требованиями при его выборе являются инвариантность по отношению к заданному классу преобразований, переменным условиям освещенности и устойчивость при требуемом уровне шума.

Этап кластеризации проходит в два этапа. На первом этапе все множество векторов и соответствующих им точек делится на два класса: принадлежащие интересуемому объекту или принадлежащих фону. При обнаружении мин, интересным объектом может считаться тот, в котором компоненты локального дескриптора, характеризующие симметрию, свойственную большинству мин, имеют значение выше предустановленного порога. Второй этап кластеризации проходит в классе миноподобных объектов, среди которых алгоритм кластеризации пытается выделить ярко выраженные различные классы.




Примеры обработки снимков с использованием информации
о контурах и симметрии объектов

На заключительном этапе обработки изображения анализируется взаимное расположение отметок от предполагаемых мест расположения мин и принимается решение о принадлежности минного поля к тому или иному типу. При этом учитываются особенности постановки минных полей различными способами: с воздуха, системами залпового огня или наземными минными заградителями. С тем, чтобы определить границы минного поля на карте, его изображение оконтуривается, и определяются точные географические координаты.

Видеоролик, демонстрирующий этапы
обработки изображения минного поля

Минное поле, изображенное на снимке, устанавливалось в грунт на глубину около 10 см за несколько месяцев до съемки и его демаскирующими признаками являлось изменение растительности, которое хорошо наблюдалось с воздуха. В принципе, могут использоваться изображения и в других частях спектра, в том числе и в инфракрасном или радиодиапазоне. Особенности фильтрации изображений в той или иной части спектра в первую очередь будут сказываться на выборе числовых значений параметров фильтров, а сама методика обработки может остаться близкой к описанной в данном разделе.



© RSLab, 1999-2014 Тел.: (499) 263-6509, (495) 632-2219
Моб.: 8-903-687-2291
E-mail: sivashov@rslab.ru